Отчет о проведении Форума(русский язык)

ПРОЕКТ
ОТЧЕТ
по результатам работы V Международного Форума
«Личность в едином образовательном пространстве»

V Международный Форум  «Личность в едином образовательном пространстве» проходил с 07 по 18 апреля 2014 в режиме интернет-конференций в г. Запорожье.
Целью Форума было объединение усилий ученых и практиков различных регионов и стран по определению единой стратегии проектирования и создания образовательного пространства для всестороннего гармоничного развития личности.
Организаторами и соорганизаторами Форума выступили Министерство образования и науки Украины, Институт инновационных технологий и содержания образования МОН Украины, Университет менеджмента образования АПН Украины, Институт педагогики АПН Украины, Департамент образования и науки Запорожской облгосадминистрации, Коммунальное учреждение, «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования ( г. Санкт-Петербург, Россия ), Институт педагогических наук (Кишинев, Молдова ), Государственное высшее учебное заведение  «Запорожский национальный университет», Бердянский государственный педагогический университет, Керченский государственный морской технологический университет, Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, Научно-методический комплекс  «Консорциум учреждений последипломного образования», Научный центр развития личности  «Акме» (г. Санкт-Петербург, Россия ), Межвузовский исследовательский центр «Политика и образование».
Работа Форума была организована по направлениям четырех научно-практических конференций в интернет - оффлайн формате
1. Философия образовательного пространства личности
1.1. Философия последипломного педагогического образования.
1.2. Языковое, литературное образование : современное измерение.
1.3. Взаимодействие политики и образования как условие формирования гражданской позиции участников учебно - воспитательного процесса.
1.4. Воспитание гражданина в условиях глобализации и открытости информационного образовательного пространства.
2. Образование и личность: новые подходы, современная дидактика, инновационные технологии
2.1. Развитие компетенций субъектов дидактического процесса.
2.2. Инновационные технологии в современном дошкольном образовании.
2.3. Оценка качества образовательного процесса как основной составляющей конкурентоспособности школы.
2.4. Развитие профессиональной компетентности педагога как субъекта инновационной образовательной деятельности.
2.5. Становление и развитие компетенций субъектов внешкольного образования.
3. Теоретические и прикладные вопросы современной психологии и образовательного менеджмента
3.1. Психологические условия гармоничного развития личности в процессе непрерывного образования.
3.2. Андрагогические подходы в современном образовательном менеджменте и образовании взрослых.
3.3. Управление современным учебным заведением в контексте специального и инклюзивного образования.
3.4. Инновационные подходы и технологии в современном образовательном менеджменте.
4. Информационные технологии в образовании: личность, образовательное пространство, методология обучения, образовательные ресурсы
4.1. Школьная информатика : новый стандарт, методика преподавания, подготовка учителей.
4.2. Проблемы разработки и внедрения информационно - коммуникационных технологий и электронного образовательного контента.
4.3. Медиа-образование : реалии и перспективы.
4.4. IТ - компетентность и профессиональное развитие педагога.

Обсуждения проходили в постерном режиме по направлениям и проблемами:
Всего на Форум было подано 17 видео- докладов, 22 презентации, 335 статей и тезисов от 366 авторов, из которых 25 докторов наук и профессоров, 145 кандидатов наук. Статьи и тезисы докладов к обсуждению подали ученые из 7 стран мира: Украины, России, Словацкой республики, Молдовы, Казахстана, Латвии, Грузии, Германии. Регионы Украины представлены следующим образом: Киев, Днепропетровск, Запорожье и Запорожская область, Ивано-Франковск, Мелитополь, Бердянск, Донецк, Луганск, Николаев, Ровно, Одесса, Ужгород, Сумы, Переяслав-Хмельницкий, Черкассы, Кировоград, Житомир, Чернигов, Хмельницкий.
Всего ресурсы V Международного Форума  «Личность в едином образовательном пространстве» во время его проведения посещалмсь 8939 раз представителями 12 стран мира: Украины, России, Казахстана, США, Германии, Польши, Молдовы, Италии, Латвии, Швеции, Словакии, Грузии.
В рамках работы конференции проводились опросы и обсуждения по актуальным вопросам. В опросах приняли участие 238 респондентов и еще 117 выразили свое мнение в ходе постерных обсуждений.
Наряду с заочными оффлайн мераприятиями в рамках Форума был проведен ряд онлайн и очных мероприятий.
Так, в ходе конференции 2 Образование и личность : новые подходы, современная дидактика, инновационные технологии было проведено 2 вебинара:
Итоги работы секции «Становление профессиональной компетентности субъектов внешкольного образования» были подведены на вебинаре 15.04.14 который проводился в режиме online. Проблематика вебинара охватывала вопросы, связанные с организацией методического сопровождения работников ПНС со стороны районных методических служб, использование мониторинга в управленческой деятельности с целью обеспечения качественных изменений в процессе формирования профессиональных компетенций педагогов-внешкольников. Поднималась проблема использования дистанционных методик с целью установления коммуникационных связей как с педагогическим составом, так и с воспитанниками в рамках работы МАН или в применении проектной деятельности. В вебинаре приняли участие главный специалист отдела внешкольного образования, интернатных учреждений и социальной защиты Департамента образования и науки облгосадминистрации И. В. Юрченко и представители 18 районов области, а также г. Запорожье.
Работа секции «Оценка качества образовательного процесса как основной составляющей конкурентоспособности школы» прошла в форме вебинара в ходе которого обсуждались вопросы выбора критериев оценки качества образования и проблемы объективности, достоверности, обоснованности выводов и предположений, которые делаются на основе мониторинговых исследований качества образования. В работе вебинара приняли участие 25 методистов РМК, 58 руководителей ОУЗ и 115 учителей из Днепропетровской, Одесской и Запорожской областей. На рассмотрение участников вебинара подано 6 презентаций и 6 тезисных докладов.
В ходе конференции №3 Теоретические и прикладные вопросы современной психологии и образовательного менеджмента 16.04 2014 было проведено заседание областного педагогического клуба «Статус КВО». Гостем заседания была доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления учебными заведениями и педагогики высшей школы Института менеджмента и психологии Университета менеджмента образования АПН Украины Рябова Зоя Викторовна.
Тема ее авторской научной теории: Маркетинговое управление в образовании : вызовы и перспективы развития.
Участие в заседании приняли 57 управленцев, педагогических и психологических работников из 12 районов Запорожской области. Материалы заседания пересматривались 538 раз и были скачаны 368 раз.

По результатм обсуждений и опросов участники Форума отметили :

• проблемы и противоречия современного образования, неэффективность проводимых реформ делают актуальными философское осмысление образовательных процессов в контексте изменений общества;
• проведение успешных преобразований невозможно без мотивированного и теоретически подготовленного педагога. Решать эти задачи на национальном и общечеловеческом уровнях призвана последипломное педагогическое образование ;
• успешное решение проблем, связанных с обучением языку, имеет существенное значение не только для совершенствования языкового образования, но и украинского образования в целом, повышения ее конкурентоспособности в современном мировом образовательном пространстве, для становления в Украине гражданского общества ;
• важным средством формирования граждан, способных к сознательному общественному выбору, является гражданское образование, гражданское воспитание, как ее составляющая и правовая культура ;
• гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи должны стать базой, на основе которой будет расти сотрудничество граждан, представителей органов местного самоуправления и государственной власти;
• важность внедрения гражданского образования в систему общего среднего образования, что будет способствовать формированию гражданской компетентности учащихся ;
• содержание гражданского образования и патриотического воспитания должно быть ориентировано на развитие представлений молодежи о гражданственности и пути ее реализации на основе системы понятий из разных областей научных знаний, на формирование эмоционально - ценностного компонента гражданской культуры личности.
• признание гуманитарного образования в целом и языковой частности в качестве приоритетной при определении содержания образования, важнейшим критерием оценки эффективности современного образовательного процесса;
• важным условием успешного реформирования образования является консолидация усилий субъектов открытого образовательного пространства с целью обеспечения развития индивидуальности ученика, укрепления и сохранения его физического, психологического здоровья.
• дальнейшее развитие получили организация единого информационно-образовательного пространства для обмена мнениями, утверждениями, опытом между учеными и практиками и объединение усилий исследователей, специалистов различных стран проводят научный поиск в русле проблем современной дидактики, инновационных технологий в образовании; разработка подходов и стратегий в области создания механизмов проектирования различных уровней образовательного пространства.
• большую роль при введении в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, которые предусматривают активные методы, формы и приемы работы с учащимися, уровня профессионального мастерства учителя и владения им ИКТ ;
• целесообразными формами повышения квалификации преподавателей в усвоении ИКТ очная и дистанционная формы ;
• повышению уровня квалификации преподавателей в области ИКТ способствует плановый подход в организации курсов повышения квалификации, а также возможность дистанционного образования в нашей области ;
• внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствует повышению качества образования, совершенствование системы управления образованием;
• главными проблемами по эффективному внедрению ИКТ, к сожалению, недостаточная материальная база учебных заведений и пассивность самих учителей ;
• созданию качественного электронного контента еще не уделяется достаточное внимание - образовательный контент должны разрабатывать учителя, работающие в данной сфере и в совершенстве владеют методикой обучения;
• одной из самых актуальных проблем современного образовательного менеджмента в Украине является обеспечение целенаправленного, системного и непрерывного формирования целостной готовности руководителей образовательных учреждений к внедрению инновационных управленческих технологий;
для успешного управления современным учебным заведением необходимо получить специальное образование;
в значительной коррекции нуждается система профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей учебных заведений: обновление содержания, форм и методов обучения, а также научно - методического сопровождения их профессионального развития на основе системного и синергетического субъектного, компетентностного и андрагогического подходов;
существенно возрастает роль психологической службы образовательного учреждения в научно-методическом сопровождении управленческой деятельности, требует внедрения системы специальной профессиональной подготовки практических психологов в условиях высшего и последипломного образования;
• актуальной проблемой современности является проблема профессионального выгорания, Одним из путей ее решения является введение в курсы повышения квалификации тем по профилактике профессионального выгорания;
• инклюзивное образование рассматривается как реализация прав человека на получение качественного образования в соответствии с познавательными возможностями и адекватном к его здоровью среде по месту жительства. Инклюзивное образование - это долгосрочная стратегия, которая рассматривается не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом;
• обеспечить реализацию инклюзивных подходов может организация специальной подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к работе в инклюзивных классах;
• важное значение для подготовки и повышения уровня квалификации по внедрению ИКТ имеют: самообразование, курсы повышения квалификации, тренинги;
• основную подготовку и повышение уровня квалификации по внедрению ИКТ учителя получают на базе ОИППО и дистанционно;
• необходимо внедрение медиа и информационной грамотности среди работников образования;
• внедрение медиа и информационной грамотности желательно начинать на этапах дошкольного образования или  начальных классов;
• по мнению участников опроса, основные препятствия на пути эффективного внедрения медиаобразования и информационной грамотности является: отсутствие стандартов, не достаток опыта  организации обучения, отсутствие подготовленных учителей, отсутствие методического и дидактического сопровождения, отсутствие мотивации, отсутствие понимания актуальности внедрения.

В процессе обсуждения на конференции, обмена идеями и опытом осмысления необходимости решения проблемы взаимодействия современного образования и личности, участники конференции пришли к таким рекомендациям :

Министерству образования и науки Украины :
• определить и юридически закрепить изменения статуса педагога в условиях внедрения в систему образования субъект - субъектных отношений; пересмотреть соотношение прав и обязанностей учителя, который по личностно - ориентированной парадигме образования теряет значительную часть своих субъектных возможностей ;
• активно привлекать ученых, занимающихся исследованием проблем философии последипломного педагогического образования, к работе по определению стратегии развития высшего образования в XXI в. ;
• совершенствовать содержание образования в направлении формирования гражданских и патриотических ценностей и умений ;
• обеспечивать реализацию принципов национальной политики в области культурно - литературного образования ;
• рассмотреть возможность увеличения количества часов на изучение курса  «Ступеньки к информатике» в начальной школе ;
• способствовать созданию качественных учебников и учебных пособий по информатике для начальной школы ;
• обеспечить выработку четкой национальной политики в области создания образовательного контента;
• уделять особое внимание и поддерживать инициативу регионов в разработке комплексных проектов в области информатизации образования ;
• поддерживать инициативу регионов в разработке современных научных, учебно - методических средств обучения языку и литературе ;
• способствовать введению отдельного предмета «Гражданское образование» в инвариантную часть учебного плана в старших классах, обеспечить качественными учебниками ;
• совершенствовать национальную систему мониторинга качества общего среднего образования на основе ГНА в формате ВНО на уровне начальной, основной и старшей школы.

Института инновационных технологий и содержания обучения МОН Украины :

• разработать механизм реализации личностно ориентированного подхода, направленного на плодотворное развитие личности педагога ;
• продолжать обновление методологических основ общих и частных дидактик с учетом положений новой философии образования, переосмысление сущности и структуры дидактического процесса в контексте его ориентации на личность, разработки новых эффективных методов дидактических и методических исследований ;
• консолидировать усилия специалистов социально - гуманитарных дисциплин на формирование социальной компетентности комплексная проблема, работать над уточнением содержания понятия «социальная компетентность» с учетом приоритета интересов личности так, как это принято в рекомендациях Совета Европы ;
• содействовать в апробации и внедрению дистанционного обучения;
• развивать методику обучения гражданского образования.
• разработать методические рекомендации по изучению украинского языка в общеобразовательных учебных заведениях с русским языком обучения ;
• усовершенствовать нормативно -правовую базу, организационные и финансовые механизмы, которые обеспечат успешное формирование профессиональной компетентности руководителей учебных заведений в условиях высшего и последипломного образования ;
• обновить стандарты профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей учреждений образования ;
• разработать методические рекомендации по использованию метода портфолио в начальной школе ;
• организовать апробацию учебников к их массовой печати и распространения в общеобразовательных учебных заведениях ;
• разработать методику использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов в преподавании общеучебных дисциплин ;
• разработать программы профильных курсов по базовым учебным предметам с использованием ИКТ ;
• разработать программы, учебные планы и содержание дистанционных курсов для учащихся допрофильных и профильных классов общеобразовательных учреждений Украины ;
• начать изготовление аудиовизуальных методических материалов для практической работы воспитателей ДОУ, учителей общеобразовательных школ, работников внешкольного образования и профессионально - технических заведений ;
• создать систему показателей уровня медиа и информационной грамотности в образовательных учебных заведениях.

Институтам последипломного педагогического образования :

• продолжать работу по разработке спецкурсов, лекций и практических занятий, посвященных актуальным проблемам современной философии последипломного педагогического образования;
• активизировать деятельность по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения языку и литературе ;
• распространять практику внедрения авторской педагогической мастерской с целью дистанционного обучения учащихся украинского языка в допрофильных классах средней школы ;
• направить деятельность на создание условий для развития и самореализации творческих словесников ;
• совершенствовать подготовку учителей в организации и проведении учебных семинаров и тренингов по вопросам гражданского образования и патриотического воспитания ;
• активизировать развитие информационно - аналитической компетентности учителя один из вызовов современного общества, дл этого разработать и ввести серию научно - методических семинаров по проблеме формирования информационно - аналитической компетентности учителя средствами ИКТ и с применением технологии развития критического мышления в межаттестационный период ;
• создать надлежащие условия для получения гражданами правовых знаний, повысить уровень правового образования, правового воспитания населения вообще и подрастающего поколения, в частности, правосознания, преодоление правового нигилизма, удовлетворения потребностей в правовой информации, поощрение участия в развитии демократического, социального и правового государства, профилактика правонарушений, обеспечения свободного и всестороннего развития личности ;
• обратить должное внимание на выявление, определение и учет комплекса условий для успешности человека в едином образовательном пространстве, глобальном информационном пространстве, способствовать координации и концентрации усилий в организации соответствующих научно - педагогических исследований и организационных решений ;
• положить в основу становления и развития профессиональных компетенций педагога внешкольного образования должна быть положена акмеологическая модель развития, которая содержит необходимые средства в соответствии уровням его профессиональной деятельности ;
• нацелить внешкольные учебные заведения на решении актуальных образовательных задач, в частности формирование социальных, общекультурных, здоровьязберигальних и других компетенций и мировоззрения детей и молодежи, подготовки их к сознательному выбору будущей профессии, создание условий для приобретения позитивного социального опыта и творческой самореализации
• активизировать деятельность по разработке и реализации образовательных программ, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности руководителей учреждений образования, их готовности к внедрению инновационных управленческих технологий ;
• активизировать внедрение андрагогический моделей и технологий, создать консалтинговые центры образования взрослых, которые обеспечат реализацию принципов современной андрагогики в образовательном менеджменте;
• направить деятельность на создание среды для развития и самореализации, направленной на компенсацию физических и психических недостатков;
• продолжить системную работу по повышению квалификации учителей начальных классов в межкурсовой период ;
• расширить спектр массовых форм работы с учителями педагогическими чтениями, выставками, интерактивными деловыми играми, другими формами методической работы ;
• продолжить работу по созданию дистанционных курсов для учащихся и внедрения дистанционного обучения ;
• объединять усилия воспитателей ДОУ, учителей общеобразовательных школ, работников внешкольного образования и профессионально - технических заведений с целью разработки методических рекомендаций по внедрению медиа и информационной грамотности. ;
• внедрять системы летних школ по внедрению медиа и информационной грамотности;
• повышать культуру проведения образовательных измерений и использования результатов стандартизированных тестов на базе ОИППО.

КЗ «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования «СОЖ

• ввести в Запорожской области региональный проект по внедрению медиа и информационной грамотности согласно основным направлениям региональной Концепции, утвержденной Ученым Советом КУ  «ЗОИППО» ЗОС ;
• Распространить практику проведения тренингов по внедрению медиа и информационной грамотности в образовательных учреждениях области, в первую очередь, г. Запорожье.

Местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления :

• создавать благоприятные условия для оптимизации работы учреждений области, которые обеспечивают осуществление процесса последипломного педагогического образования;
• способствовать созданию условий для активного внедрения в учебно -воспитательный процесс перспективных научных достижений, инновационных технологий обучения языку и литературе ;
• при формировании и реализации государственной политики в сфере образования руководствоваться задачами, которые определены в нормативно - правовых документах и предусматривают, прежде всего, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору ;
• формировать у участников учебно - воспитательного процесса позитивного образа государства, права как государственного института, воспитание чувства важности прав человека и гражданина ;
• распространять среди участников учебно - воспитательного процесса знания о сущности и структуре общества, политическую систему и власть;
• содействовать участию молодых граждан в жизни общества и государства ;
• способствовать созданию условий для активной деятельности общественных организаций по повышению уровня правового образования населения;
• создавать необходимые условия для развития системы дошкольного образования, введение инноваций и инновационной деятельности ;
• лоббировать интересы педагогов через использование инструментов поддержки, продвижения идей гражданского образования ;
• постоянно обновлять и улучшать материально - техническое обеспечение школ
создать в каждом учебном заведении кабинет информатики для начальной школы ;
• создать областной и районные координационные советы по вопросам информатизации образования ;
• внедрять медиа и информационную грамотность в учебно - воспитательной процесс образовательных учреждений ;
• продолжать практику проведения международного медиафестиваля.

Руководителям образовательных учреждений :

• стимулировать активность творческих педагогов по внедрению перспективных научных достижений, инновационных технологий обучения языку и литературе ;
• найти возможность для дополнительного обучения учителей в межкурсовой период с целью внедрения в образовательный процесс инновационных технологий ;
• создавать условия для эффективного использования инновационных технологий обучения языку и литературе в учебно - воспитательном процессе ;
• руководствоваться задачами, которые определены Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 г. № 1392 ;
• формировать у участников учебно - воспитательного процесса умение анализировать и интерпретировать информацию средств массовой информации ( других источников), применять усвоенные понятия и умения в процессе собственного участия в жизни общества, государства, общества, коллективном принятии общественных решений и решении социальных проблем;
• способствовать внедрению результатов исследовательской работы по изучению влияния политических процессов на реализацию образовательных целей в учебно -воспитательный процесс ;
• реализовывать задачи гражданского образования и воспитания на внеклассной и внешкольной активности учащихся;
• содействие в организации демократического школьной жизни ;
• развивать систему гражданского образования для родителей, местного сообщества, социокультурного окружения и т.д. ;
• способствовать установлению уровня сформированности гражданской компетентности критерия качества образования ;
• оптимизировать научно - методическую работу по вопросам развития инновационного мышления педагогов подготовки их к работе на основе личностно ориентированной, компетентностной образования ;
• направить все формы методической работы на стимулирование творческих находок, активности педагогов, внедрения перспективных научных достижений, информационных технологий обучения, найти возможность для дополнительного обучения учителей в межкурсовой период с целью внедрения в образовательный процесс инновационных технологий ;
• на рассмотрение педагогических советов выносить обсуждение сущности информационных образовательных технологий, перспективного педагогического опыта, необходимости и возможности их внедрения в образовательный процесс ;
• создать условия для эффективного использования информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательном процессе и управленческой деятельности ;
• рекомендовать учебным заведениям использовать в своей деятельности автоматизированные системы управления учебно - воспитательным процессом ;
• принимать участие в украинских и международных научно -практических конференциях по медиа и информационной грамотности и медиаобразования.

Участники конференции считают очень плодотворным обмен мнениями и опытом, который состоялся в ходе обсуждения представленных материалов, выражают уверенность в том, что целенаправленная, системная и систематическая работа по всем указанным направлениям будет способствовать достижению стратегических ориентиров развития отечественного образования, восстановлению и укреплению интеллектуального и духовного потенциала страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий